Если говорить о современных тенденциях в мировом балете, то благодатней труппы, чем Камерный балет «Москва» не сыскать. Во-первых, «Москва» изначально «поделена» на сферы влияния: классика, contemporary dance и «графический балет». Как они уживаются под одной крышей и в одной афише, известно одному Богу и одному Басину – бессменному руководителю труппы.
Следуя истине – «о классике либо хорошо, либо… никак!» - сконцентрируемся на современном балете, именуемом в дальнейшем «модерн».
На мой взгляд, успех труппы в России и за рубежом обусловлен именно этим принципом «три в одном» или «каждой сестре – по серьге»! Любите красивые сказки – вот вам «Щелкунчик»; страшные с налетом некрофилии – «Жизель»; хотите адреналина – получайте «Взлом». Для изысканных злобных эстетов – «графика». Хочешь не хочешь, а сходить хотя бы разок придется! Уверен, что в недалеком будущем имя Николая Басина будет стоять рядом /слева или справа?/ с Дягилевым во всех учебниках хореографии именно благодаря этому синтезу.
Все свои домыслы и выводы я основываю исключительно на «басинских» сезонах Камерного балета «Москва» в Севастополе, которые стали традиционными и ожидаемыми. Каждый сезон непременно подслащивается премьерой! Как правило, из сферы «contemporary dance».
Этот сезон несомненно пройдет под знаком «Весны священной» в постановке француза Режиса Обадья. Во-первых, потому что спектакль случился и о нем можно и нужно говорить и писать, во-вторых, потому, что после «Взлома» Пола Нортона можно утверждать, что авангард понемногу становится «классикой» /в смысле, что он уже более традиционен, нежели сама классика!/. Увидев спектакль, не удивился его триумфом на «Золотой маске» в номинации «Лучший спектакль современной хореографии»!
Теперь о спектакле. Для тех, кому не посчастливилось увидеть воочию: представьте себе виртуальный фильм в жанре «love story» по мотивам произведений Донасьена Де Сада и Захера фон Мазоха, адаптированный Тарантино, и поставленный, скажем, Гринуэйем или Бессоном. Замес тот еще. Добавьте саундтрек, написанный «Рамштайн» и вы получите отдаленное представление о «Весне священной»!
Нет, музыка оригинальная, но я дорого бы заплатил, чтобы увидеть сардоническую улыбку Стравинского, посмотри он этот спектакль! «Психическая атака», «драйв», «нейро-визуальное программированние», словом – полный «Психо Дель Арт»! Балет, взрывающий сознание без всякой химии, вроде ЛСД. Последний раз я испытал подобное на «Взломе» Пола Нортона – тот еще психодельартист! Зрелище не для климактериков и «синих чулок».
Но не надейтесь, ничего запретного, никакой «клубнички» – только Любовь! Любовь, рожденная из влечения и превратившаяся в Страсть, Ненасытность, стрямящаяся сожрать самое себя. Это даже не Джин из бутылки, а два кусочка критической массы оружейного плутона. Эрос и Танатос, непрерывно превращающиеся друг в друга, и заражающие этой цепной реакцией весь мир. Природный призыв к совокуплению, который человечество попыталось удержать в рамках морали, этики, запретов и заповедей. Заковать и замуровать можно, можно даже залить бетонным саркофагом, но жить придется в постоянном страхе: когда рванет? То, что рванет непременно никто не сомневается, вопрос: когда и где?
Режис Обадья ответил предельно просто: здесь и сейчас!
На сцене представлены все ингредиенты: Земля – артисты танцуют на песочном покрытии, поднимая стену пыли; Вода – она в натуральном виде изливается на тела возбужденных самок; Воздух – атмосфера неистовства и запах плоти; Огонь – он не вовне – внутри, вырывающийся языками пламени в виде платья. Не хватает «пятого элемента», и тогда балетмейстер вводит его в виде безумия тел, жаждущих слиться и раствориться друг в друге, чтобы потом исчезнуть.
Почти, как у Данте:
«Любовь сжигает нежные сердца
И он прельстился телом несравнимым
Погубленным так страшно в час конца
Любовь любить велящая любимым
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым.
Любовь вдвоем на гибель нас вела…»
Реализация чувственности, влечения, любви. Тотальный оргазм и… Пустота! Дальше – Пустота! Смысл всей жизни заключался в этом моменте. Чтобы не остановилось время, нужна искупительная жертва. На алтарь должна пролиться кровь Избранницы /Лика Шевченко/, и она проливается. А гуманоиды, повиснув на железных скобах декораций, с любопытством и вожделением наблюдают за конвульсиями.
«…И стало тихо как бы на полчаса…»
Тишину взрывает шквал аплодисментов и рыдания зрителей! Круг замкнулся. Цикл завершен. Катарсис! Можно жить дальше, погрузившись в бытовуху? Нет, ведь Это уже живет в вас, стало вашей плотью и сутью. Вам показали Начала и Исход, а с этими эзотерическими знаниями вы уже не сможете адюльтировать по-мелкому, по-мещански! Вы захотите запредельного и вневременного, хотя и знаете наверняка конец истории.
Стоя рукоплещу Обадиа: такой трактовки «Весны священной» мир еще не видел! Ничего, теперь увидит.
Рукоплещу Лике и всем танцовщикам: смотрел из-за кулис, в нескольких шагах от них, и неведомая сила тащила меня внутрь происходящего, делала соучастником. Могла убить, но пожалела, чтобы я написал то, что должен написать.
Рукоплещу Николаю Басину за то, что звериным чутьем увидел в этом проекте взрывную смесь страшной силы и поселил ее /эту Силу/ рядом с анемичными и фригидными «машами», «жизелями», «одеттами» и их принцами, которые способны лишь на реверансы, поклоны и, иногда, поддержку /имею в виду нафталиновые бесполые образы, а не вполне сексапильных классических танцовщиков/!
Новое поколение, выросшее не только на «пепси», но и на рекламных клипах, нуждается в драйве и «движухе», а такие ощущения может дать только contemporary dance!
Вот, собственно говоря, и все. В следующий раз я расскажу вам страшную сказку про “Мат”, “Алису” и “Отелло” и покажу Лику Шевченко! Она того стоит!
К сему, Андрей Маслов.
|