Новости
Актерское агентство
Музыканты
Художники
Поэты
Киностудия
Реклама
Сценарии
Рецензии
Антрипризный театр
Арт-магазин
Мульки pro...
Контакт
наша кнопка
Театр-студия Андрея Маслова. Актерское агентство
партнеры
Сотников Сергей
Laternamagica ArtHause site
статистика
Рейтинг@Mail.ru


 
Аксинья
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 

Конечно, сегодня с точки зрения конъюктуры, уместнее было бы написать резонансную статью о противостоянии на Майдане, но... Все «майданы» рано или поздно заканчиваются, а писать и говорить хочется о чем-то более ценном и вечном. К примеру, о Театре, и о тех, кто служит в храме Мельпомены. Давно хотел выписать профиль человека, постоянно остающегося «за кадром», но от которого в любом театре успех постановки зависит не меньше, чем от таланта режиссера и актеров. Драматург и заведующий литературной частью (завлит) театра им.Б.Лавренева Аксинья Норманская собственной персоной в «закадровой» рубрике «Профили».
Мне хотелось так много спросить у нее о жизни в искусстве, о сценических казусах и закулисных байках, но она в первую очередь попросила рассказать о недавнем успехе флотского театра на престижной московской сцене. Отказать этому улыбчивому жизнерадостному Солнцу я не смог, поэтому - рассказываем:

«Драматический театр им. Б. Лавренёва Черноморского флота Российской Федерации недавно вернулся из Москвы, где принял участие во 2-ом Фестивале военных театров «Звёздная маска», который проходил в Москве на сцене Центрального академического театра Российской Армии. Драматическая баллада «Не покидай меня» в постановке народного артиста России Александра Губарева не только покорила сердца столичных зрителей, которых в большом зале ЦАТРА в тот вечер было больше тысячи, - мастерство артистов заслужило высокой оценки профессионального жюри. «Сегодня на плечи севастопольского театра флота легла великая миссия - своим искусством укреплять духовные «мосты» между Украиной и Россией», - отметил председатель жюри, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. Напомним, что спектакль «Не покидай меня», рассказывающий о трагической судьбе совсем юных девушек-разведчиц, признан лучшим спектаклем 2011 года в Крыму».

- Ксюша, а теперь о себе все, что нужно знать нашему пытливому зрителю: твои университеты, увлечения, пристрастия, ну и так, по мелочам - семья, дети...
- Так сложилось, что собственно моё увлечение театром и стало профессией. В детстве всю дорогу я видела себя врачом, лечила всё и всех, даже пыталась реанимировать голубей, загрызенных кошками..! Но годы окончания школы совпали с перестройкой, гласностью, разоблачением всех возможных культов - и я вдруг решила, что без моего журналистского дара все эти процессы замрут (смеется). Вот и поступила в Симферопольский Таврический национальный университет на факультет журналистики, а заканчивала уже просто филологический - поэтому после два года честно отработала в школе, где, кстати, мне очень нравилось. Потом были и радио, и телевидение, где мне тоже очень нравилось. Так в итоге я и оказалась в театре. А врачевание стало увлеченьем, даже необходимостью - когда родились дети, то я и уколы научилась делать, и капельницы ставить...

- Ты родилась в театральной семье. Жалеешь ли?
- Ближе мамы для меня по сей день нет человека. (Речь идет о великой и Народной артистке Валентине Поликарповне Поповой! Прим. Автора). Её профессия для меня не имела значения, я только видела, что она очень много работает. В общем, особенную «театральность» семьи я не чувствовала: папа (бывший одно время директором театра им. Луначарского) погиб, когда мне и года не было, а мама была категорической противницей «закулисного» воспитания и образования. За что я ей, кстати говоря, до сих пор признательна. Растили меня очень консервативная бабушка и очень любящий дедушка. Маму в детстве я видела очень мало - тогда театры работали несколько в ином режиме: почти ежедневно спектакли, часто утренний и вечерний, каждую неделю выездные по крымским городам и весям, гастроли на два месяца и т.д. Вот когда маму пригласили выступить в школе после гастролей в Афганистане, тут я и оценила «театральное происхождение». А мешает мне этот факт, скорее, сейчас, когда я сама работаю в театре, где меня помнят ещё «личинкой», и где служат люди, к которым мне трудно относится в «рабочем режиме». Я хорошо понимаю Лару Гранатову, дочку прославленного режиссёра, нашего художественного руководителя, который ушёл из жизни совсем недавно, Юрия Николаевича Гранатова - она уехала из «папиного» театра очень далеко, в Комсомольск-на-Амуре, стала там ведущей артисткой, сейчас уже режиссёр-постановщик и руководитель собственной театральной студии. Так что, у «театральных» детей не такая уж «сладкая» жизнь, как видится со стороны

- А каким ты видишь будущее своих детей? Будет ли оно хоть как-то связано с театром, с искусством?
- Очень надеюсь, что мои дети обязательно будут связаны с театром, но исключительно как зрители. Для меня театр - это не место работы. Успешный, хороший, нужный и настоящий театр получается тогда, когда люди в нём буквально живут. Не хотелось бы повторять избитые фразы, что театр - это стиль жизни, способ существования, но в общем это так и есть. В театре Черноморского флота во времена моего детства служили люди именно с такой философией, с таким талантом - Сергей Бакланов и Анастасия Баклановы, Леонид Трус, Галина Савинова, Владимир Ткаченко, Анатолий Васильев... Они до краёв были наполнены театром, все разговоры и споры - о ролях, о пьесах, о художественных решениях. И никогда - о закулисье. Даже демонстрации на 1 мая и 7 ноября, где обязательно должен был шествовать и театр, превращались в настоящий перфоманс или «художественный совет» на выезде. В своих детях я такого потенциала не вижу - поэтому и в театре делать им нечего. Александра в раннем детстве часто выходила на сцену, но это не оставило у неё глубоких переживаний. Матвея бабушка, конечно, называет своим преемником - но думаю, дальше прочувствованных выступлений на утренниках дело не пойдёт.

- Опиши свой драматургический опыт.
- У меня нет драматургического опыта. Есть два спектакля («Я жду тебя на Графской» и «Собор Парижской богоматери»), которые идут на нашей сцене, и, скажем, я создала для них «информационный повод» - идею, текст. В полном смысле назвать это драматургией будет наглостью. Наверное, это отчаяние так себя реализовало. Есть талантливейшие артисты, есть великие темы, но с современным драматургическим материалом, думаю, все театра испытывают большое желание воззвать к авторам: пожалуйста, не пишите на ресторанных салфетках и на туалетной бумаге. Помнишь, как Булгаков описал этот процесс? Как его Мастер в подвальчике трепетал над волшебством чистого листа? Как Максудов творил? Вот куда-то это ушло. Видимо, процесс унификации и «опрощенья» из языка русского перекочевал в язык театральный. И кто поддерживает это движение, убивает театр!. Но это исключительно моё мнение.

- Взгляд изнутри: сильные и слабые стороны нынешнего театра Лавренева?
- Мне на самом деле трудно об этом говорить - именно потому, что «изнутри». Как отметили критики на 2-м фестивале военных театров в Москве, мы продемонстрировали «роскошный театр глубокого переживания»! И, наверное, это действительно наша сильная сторона: зритель идёт в театр за эмоциями, за переживаниями, и, безусловно, на наших спектаклях он это получает. У нас очень сильная, разнообразная, сбалансированная - как теперь это модно говорить - труппа. Опять же, в Москве работы наших артистов вызвали и искреннее восхищение, и горячие споры, но равнодушия не было. Сила наших артистов ещё и в том, что, я уверена, многие из них ещё и наполовину не раскрыты, а значит, любое из знакомых имён на афише может стать открытием, потрясением, откровением. Слабая сторона любого театра сегодня - это почти полное отсутствие законов, регулирующих театральную деятельность, выстраивающих работу внутри театра. Многие пеняют на «жестокие времена», финансовый беспредел, обнищание театра - но, как верно заметил профессор Преображенский, времена всегда одинаковы, а разруха - прежде всего в головах. В эпоху страны Советов была своя «жестокость» - я очень хорошо помню «репертуарную цензуру» и оценивание актёрского труда по партийной принадлежности. А мы сейчас как-то потерялись между социализмом и капитализмом: хотим сверхприбылей, любви и почитания современного зрителя, но вместе с тем пытаемся удержать советскую модель театральных отношений. Хотим горячего, пытаясь зачастую оставаться «холодными». Единственный закон, который остаётся непреложным для любого времени: в театре и театром надо жить! Не числиться, не работать, даже не служить, а - жить! Допускаю, что со мной далеко не все согласятся...

- Нынешнее руководство вашего театра сделало какие-то кардинальные выводы после прошедшего фестиваля в Москве?
- Безусловно! Фестиваль в Москве, где мы были с 12 по 17 ноября, в этот раз подарил роскошную возможность «обозреть» наш театральный «ландшафт» и наши театральные «горизонты»: организаторы смогли обеспечить полное присутствие участников на протяжении всего фестиваля. Мы услышали подробный и очень профессиональный разбор спектакля, который показали - это драматическая баллада «Не покидай меня» по пьесе А. Дударева в постановке главного режиссёра театра народного артиста России Александр Губарева. Это была, скажем так, творческая лаборатория. А для души - аплодирующий стоя, абсолютно заполненный тысячный зал Центрального театра Российской Армии. Поэтому самый главный вывод - то, что мы делаем, нужно и интересно - и в Севастополе, и в Москве. Наш спектакль - это предмет для творческого обсуждения, и это тоже радует. Ещё один замечательный вывод - это бессмертие театрального братства: нашу машину с декорацией не пропустили на границе, и в Москве нам очень помогли коллеги из ЦАТРА - собрали художественный образ спектакля, максимально приближенный к нашему, авторскому! Мы увидели, достойные работы своих коллег: спектакли театров Северного и Тихоокеанского флотов, работающих практически без цехов, они оставили очень глубокие впечатления. Это высококлассные современные постановки, доказывающие, что ведомственный театр - вовсе не приговор творчеству. Поэтому заданный вектор развития после фестиваля, скажем так, стремиться быть современным театром со своей эстетикой, своей идеей и своим стилем. 

- Все-таки твое мнение в отношении ваших летних спектаклей в Амфитеатре Херсонеса? Это, своего рода, "летние елки" для нетребовательной публики или же?..
- Идейный отец-вдохновитель и создатель Херсонесской театральной площадки, наш режиссёр Александр Денисович Смеляков однозначно выходил к этим стенам не с мыслью о «летних ёлках». Кстати, в Москве из уст одного из самых выдающихся театральных критиков Валерия Подгородинского мы услышали восторженные отзывы об одном из первых спектаклей в Херсонесе - трагедии В. Шекспира «Генрих VI». Учитывая, что на летней площадке в Античном театре, и многочисленная публика и артисты сильнее, чем на основной сцене, реализуют закон сообщающихся сосудов, постановки здесь начинают более свободную, «отвязную» жизнь, что ли... Это место для вдохновенного актёрского дурачества и художественного хулиганства, но никоим образом не для халтуры.

- Какие спектакли ты сама хотела бы видеть на афише родного театра? И какие НЕ хотела бы?
- Всё, что хотела бы - так или иначе вижу: редко бывает, чтобы какое-то предложение, которое высказывается мною как завлитом, оставалось без режиссёрского внимания. Огромное счастье, что нередко предложения режиссёров, работающих в нашем театре, полностью совпадают с тем, что в театре люблю и ценю я сама. Не хотелось бы видеть в афише случайных, вынужденных спектаклей, в которых нет жизни, поиска и стремления «докричаться до небес».

Жаль, что так много осталось за кадром..! Например, происхождение ее красивого редкого имени. Но ведь, напомню, что Аксинья - завлит театра и драматург, а эти люди всегда остаются в тени режиссеров и артистов, но без них, поверьте, не случилось бы ни одной театральной премьеры. «Бойцы невидимого фронта», которые не говорят о себе. Кстати, совсем недавно Аксинья отпраздновала свой День рождения, а мы, зрители, этого и не знали. Теперь знаем. Счастья тебе и всем нам!

К сему, Андрей МАСЛОВ.

вернуться назад 
 
Использование любых материалов сайта возможно ТОЛЬКО по согласованию с АВТОРОМ.
© "ПСИХОДЕЛЬАРТ"
 
Арт-обстрел"