Добровольное отшельничество в прежние времена было уделом философов и монахов. Странно, что в нашем самом «скоммутированном» и донельзя интерактивном обществе это явление становится повсеместным. Психологи даже говорят о феномене распространяемой быстрее любого гриппа болезни под названием «аутизм», которая, похоже, является приметой времени. Парадокс: Интернет и мобильная связь вроде бы призваны объединять людей, но в итоге мы, сидя за компьютером, получаем тотальное безнадежное одиночество в четырех стенах, от которого хочется сбежать. Об этом и некотором другом мне захотелось поговорить с известным московским артистом Тарасом Колядовым. Профиль современного отшельника в самой компанейской рубрике «Профили».
Ему всего сорок два, но за эти годы он успел закончить два театральных училища (одно из них - престижное ВТУ им.Щукина!), поработать в самых известных столичных театрах, объездить с гастролями весь мир, сняться в дюжине фильмов, поставить несколько сольных хореографических шоу, ну и так, по мелочам... Вот уже двенадцать лет, как Тарас Колядов служит в Театре Романа Виктюка. Три замечательные дочери от двух совершенно разных жен. 5 лет подряд в свой законный отпуск приезжает в Балаклаву и целый месяц живет жизнью отшельника! Действительно - один: без друзей и подруг..! Пьет чай, смотрит на звезды, курит, слушает шум прибоя и думает о том, кто он? откуда? куда идет? Вытащить его из гор, заманить в Севастополь и вызвать на откровенный разговор стоило мне больших трудов, но оно того стоило!
- Вот если бы тебя попросили сказать о себе самые важные слова, полностью тебя характеризующие, то какими были бы эти слова?
- Сказать о себе?.. Любые слова существуют лишь для того, чтобы скрыть подлинную правду. «Мысль изреченная есть ложь»! Я давно уже перестал ставить пьесу своей жизни и играть в ней главную роль, а тем более, избавился от чувства собственной важности и значимости. Для того, чтобы максимально достоверно охарактеризовать себя, надо смотреть со стороны, а это удается лишь эзотерикам, философам и шизофреникам. Боюсь, что я целиком не отношусь ни к одной из этих категорий. Могу только сказать, что пытаюсь понять устройство вселенной, и свое место в ней. Стараюсь двигаться во временном потоке, не разрушая, а сохраняя «матрицу», пытаюсь быть кометой, летящей к Богу. Понимаю, что этого никому не удается в полной мере, но я хоть пробую.
- Как-то непривычно слышать такие философские тексты из уст известного столичного артиста! Кстати, обыватели считают, что профессия театрального артиста, в отличие от киноактера, сегодня - нечто несерьезное, неактуальное, непрестижное... Твои комментарии?
- Театр - это «иероглифы на песке, которые через мгновение смоет волна». А кино - любовный акт, который только что засняли на кинопленку - остановленная жизнь. Можно по-другому: в театре «блюдо» «готовят» практически на ваших глазах, а в кинотеатре подают готовый «фаст-фуд», приготовленный незнамо где вместе с поп-корном и пепси! Думаю, что кино - все-таки менее одушевленное искусство, нежели Театр. Хороший спектакль можно смотреть и в пятый раз, как в первый. Но, если ты имеешь в виду коммерцию, то - да. Искусство, вообще, сегодня очень коммерциализировано, а кино в этом смысле бесспорный лидер. Ну а артисты - обыкновенный люди, которые тоже хотят ездить на собственном авто и иметь домик за городом. Но мало кто из них решается навсегда порвать с театром в угоду кинокарьере!
- Вот скажи по чесноку: если бы «отмотать пленку назад», ты что-то изменил бы в своей жизни, или?..
- Только сейчас понял степень искушения вопроса! А кто будет отматывать: дьявол или Бог? Пытаться что-то менять в прошлом - очень коварная химера. Лучше не совершать ничего постыдного в настоящем, зная наверняка, что оно тут же становится прошлым, где поменять что-либо не удавалось никому. Мне кажется, что лучше жить с чувством ответственности за настоящее, чем потом биться в истериках от бессилия изменить прошлое. Знаешь, именно об этом я чаще всего думаю по ночам, сидя у костра: почему тогда я поступил так, зачем сказал именно эти слова, почему тогда ушел или вернулся?.. Но задаю эти вопросы без надежды изменить прошлое, а лишь для того, чтобы не повторить этого в будущем! А, возвращаясь к твоему вопросу, могу лишь добавить: если бы что-то можно было изменить, то я изменил бы не саму жизнь, а свое к ней отношение в прошлом. Но и это невозможно. Зачем мечтать о том, что нам не под силу?!
- По-моему, великий Щепкин сказал, что «Артист - это спичка, горящая с двух сторон»... Как ты считаешь?
- Да, держать не за что, да и сгорает в два раза быстрее! Наверное, Щепкин определил «материальную» суть актерства. Расход «душевного топлива на 100 километров жизненного пути» у артистов минимум в два раза больше, чем у других. Хотя, никто же ведь точно не может подсчитать, кто и сколько расходует жизненной силы. Это может быть и врач, и поэт, и музыкант, и моряк... Кто знает?
- Проживая на сцене и в кино чужие жизни, что ты получаешь взамен? Испытываешь ли ты ощущение, что прожил несколько жизней?
- Нет. Я лишь раскапываю и извлекаю из памяти все свои поступки, которые имеют отношение к жизни моего персонажа и развиваю ситуацию «куда бы я пошел?». Но никогда не пытаюсь характер и действия героя перенести потом в свою реальную жизнь. Хотя, молодые артисты по неопытности «заигрываются» ролью и ведут себя в дальнейшем, как их герои. Но это не только не делает их более счастливыми, но и уводит в сторону от их собственного Пути. А это очень опасно, ведь не всегда можно найти обратную дорогу к самому себе! Надо четко разделять: где заканчивается профессия и начинается твоя неповторимая жизнь.
- Я хотел узнать, как часто ты идентифицируешь себя и свои поступки с поведением своих героев? Насколько они на тебя влияют? Или, может быть, ты на них?
- Любая роль это - эффективная и действенная энергетическая чистка. Для меня каждая новая из них - это ситуация, в которую я добровольно попадаю с учетом времени, места и режиссера. Вместе с ним мы пытаемся извлечь из подсознания, а потом выставить в галерею образов наши собственные ошибки, желания и страсти. И мы одинаково влияем друг на друга, но полного слияния с персонажем, идентификации не происходит - это опасно! И, если на сцене я чувствую себя мерзавцем и злодеем, то в жизни за стенами театра я постараюсь этого не сделать.
- Тогда спрошу по-другому: тянешь ли ты за собой по жизни черную ауру преступлений своих героев?
- Отправная точка - только мои поступки. Если все мои желания развить, а не гасить, то, наверняка, как и каждый из нас, я смог бы совершить нечто непотребное. Но театр, кроме всего прочего, дает возможность освободиться от темных желаний и черных мыслей. Причем, как артистам, так и зрителям. Погружаясь в роль злодея, я погружаюсь в свои темные «пруды», но всегда всплываю оттуда очищенным, обтираюсь полотенцем, гляжу на солнце и говорю: какое счастье, что в своей жизни не зашел в этот тупик!
- Хорошо, давай немного отвлечемся от философии искусства. Назови плюсы и минусы своей профессии?
- Почти каждый день проходить собеседование перед принятием «на работу», мучиться, ожидая ответа: подошел ли я, соответствует ли мое психофизическое состояние образу, который нужно изобразить. Ожидание, которое может длиться месяцами, и с которым справляется не каждый. Ну а о плюсах мы уже говорили: ни с чем не сравнимый экстаз от честно прожитой на сцене чужой жизни! Но, самое главное, - отдача зрительного зала, когда выложился на полную и тебе поверили.
- Насколько я знаю, ты - православный, но... Расскажи о своем увлечении восточной философией? Что побудило и что она тебе дала?
- 5 лет назад я отдыхал под Балаклавой и чувствовал, что какой-то период жизни завершился. Было ощущение чего-то нового, необычного, глубокого... Нужен был новый виток в развитии и расширении своих знаний о мире. Однажды пошел по соседским палаткам за солью, вдруг, вижу: сидит человек и смотрит на море, как в космос! Я даже забыл, за чем шел. Так я и нашел своего Учителя одного из направлений Джун Юань Цыгун. Ничто в этом мире не происходит случайно - на все есть Божья воля. Он мне очень много дал для познания самого себя с совершенно незнакомых сторон, под другим углом, с другого ракурса. Просто научил меня быть частью мира, в котором мы живем и одновременно чувствовать свое величие и свою малость. С тех пор я все время возвращаюсь в одно и то же место, где, как мне кажется, и есть мое место Силы. После месяца такого уединения суетливая жизнь в Москве, спектакли, гастроли не кажутся такими однообразными и бесцельными. Актерство, лицедейство вообще, отнимают много душевной энергии, и у каждого должно быть на Земле свое собственное место Силы, откуда можно черпать силы чтобы делать что-то новое. Свое такое место я, кажется, нашел. Балаклава, горы, лес, море, чайки и я наедине с собой и своими мыслями! С этими категориями никогда не сравнятся карьера, должности, звания, известность, титулы, награды... Это то место где я счастлив в добровольном одиночестве!
Мысленно представьте себя на месте Тараса: вы играете в знаменитой труппе Романа Виктюка на самых престижных театральных подмостках мира, вам стоя аплодируют тысячи поклонников, но вас неудержимо тянет сюда, в эти горы, к этому морю, к этим чайкам и звездам... Может и вправду, прав философ, изрекший: «Самые ценные вещи в жизни даются человеку бесплатно: небо, море, солнце, любовь..! А за все бесцельное мы платим деньги: тем большие, чем меньше нуждаемся в этих вещах»! И каждый из нас однажды это понимает, но... прошлое, как мы выяснили, изменить нельзя. Остается лишь один выход - изменять настоящее! Теперь понятно, почему аутизм сегодня так распространен. И уж тем более очевидно, что... «Время жить в Севастополе»!
К сему, Андрей МАСЛОВ.