Вот уже на протяжении нескольких столетий слухи о смерти Театра будоражат умы простых смертных, но оказываются слишком преувеличенными! Он - жив! И, видимо, не умрет до тех пор, пока жив хоть один зритель. Людям всегда было свойственно подглядывать чужую жизнь в замочную скважину, и именно театр предоставляет такую возможность в реальном времени. Это и отличает его от кинематографа и телевидения. Там предельно понятно – монтаж, а вот на сцене все выглядит слишком достоверно, чтобы казалось выдумкой. Да и живет он, как бабочка-однодневка: от открытия занавеса до его закрытия. Такую недолгую, но яркую жизнь, которая завораживает всех нас. Мнения совершенно разных людей о феномене театра в самой околотеатральной рубрике «Профили». Накануне Всемирного Дня театра, между прочим!
Самый актуальный вопрос современности: кто сможет тягаться с Интернетом? Обычно считают, что только телевизор. А про театр как-то молчат. Так, может, он не актуален в 21 веке?!
- Нужен ли театр в эпоху телекоммуникаций? – Этот риторический, на первый взгляд, вопрос я задал Евгении Ситниковой, учителю русского языка и литературы специализированной школы №3.
- Ничего себе вопрос! А если я скажу: нет, не нужен. Он ведь не исчезнет – и это будет уже другой ответ. Театр есть и театр будет. Вопрос в том, какой нужен театр современному человеку? Как символическое отражение самых глубоких переживаний людей театр обладает удивительным свойством – возможностью вовлечь в поток сопереживания одновременно двадцать - пятьдесят-триста и более человек. Сидя перед телевизором и наслаждаясь даже самым прекрасным фильмом, вы этого лишены. Вспомним, в эпоху античности, когда зародился европейский театр, афинский театр Диониса вмещал около 17 тысяч человек. И то, что расходы на него неимущим и малоимущим гражданам оплачивались государством – верный показатель того, как высоко оценивалась значимость театра в духовной жизни горожан. Театр – это живое искусство. Спектакль живет только один раз. Если вы приходите на тот же спектакль через некоторое время – он уже другой. Декорации, актеры, текст - ничего не изменилось, а спектакль иной. Что за чудо? В чем тайна? Театр, как никакое другое искусство, способен говорить на языке будущего, настоящего и прошедшего, объединяя культуры, народы, времена. А та тишина, что минуту висит над зрительским залом, а потом разрывается громом аплодисментов - есть величайший психологический феномен театра. Катарсис называется. Что в переводе с греческого означает «очищение».
Современный театр без музыки суть свадьба без невесты! Мнение специалиста. Алексей Каплев, композитор:
- Конечно, музыка в театре – одна из его составляющих. Роман Виктюк сказал, что «без музыки нет театра»! Чаще всего музыку берут «на подборе» с потрясающим результатом, но это бывает редко. Когда композитора приглашают сразу после утверждения пьесы к постановке, у него есть возможность написать не фоновое сопровождение, а самодостаточную композицию, помогающую более глубоко раскрыть замысел создателей спектакля.
- А что труднее: писать для себя, для своей группы «ШАМ», или «под заказ» для постановки?
- Особой разницы нет, разве что сроки для написания музыки к спектаклю всегда ограничены, а это здорово дисциплинирует. Так было, когда я писал песни для сказки «Зарядка для Бабы Яги», которую поставили в театре им. Лавренева. По-моему, получилось весьма прилично, да и мне понравился опыт работы театрального композитора! Это совершенно иная территория. С удовольствием бы продолжил эту работу.
Интересно: каким люди представляют себе театр 21 века? Эпатажным, зрелищным, элитным, шокирующим – каким? С этим заумным вопросом я обратился к специалисту. Елена Ольховская, хореограф, искусствовед:
- Искусство, как принято говорить, сопровождает человека
с рождения до самой смерти. Современный человек живет, будучи как бы
погруженным в определенную художественную атмосферу, среду, которая
исподволь, незаметно воздействует на него, участвует в формировании его
психики, мировоззрения, личности в целом. Театр всегда считался младшей
сестрой литературы, которая представляла ему не только сюжеты,
характеры, но и самое главное - художественные идеи. В 20 веке с
возникновением режиссерского театра, а значит, постановочных
импровизаций на заданную драматургом тему, слово стало отступать на
второй план, что привело к потере значимости. Театр 21 века, я думаю,
должен использовать литературу как модель для своих построений -
сюжетных, описательных, психологических и философских. Сегодняшний
экстаз режиссуры - реакция на бессилие слова в век, воображавший себя
веком разума, а обернувшийся веком войн, казней и тотальной истерии.
Сегодня, когда зрелищность превалирует над смыслом, не принято говорить про что спектакль - во главу угла ставится игра. Игра смыслами, понятиями, символами…
А теперь о самом больном – о критике. Театр без критика, как муж без сварливой жены! Как известно, критики делятся на две категории: те, кого следует убить по прочтении рецензии, и те, кого не жаль лишить жизни, не читая. Нужен ли современному театру критик? – На этот извечный вопрос попытается ответить московский критик Михаил Этнин:
- Еще как нужен и, смею надеяться, будет нужен всегда. Критика, как таможня, не позволяет проникать на широкую сцену пошлости, вульгарности и бездарности! Кстати, очень многие режиссеры после моих публикаций, становятся друзьями. Хотя, есть и такие, которые обижаются на всю жизнь.
- Но ведь критики, извини, как гиены, рвут на части все новое, нестандартное, непривычное, непонятное…
- У тебя устаревшие сведения «застойных» времен. Сейчас тот же Житинкин обласкан критикой больше, чем, скажем, Марк Анатольевич – это я образно. Модернизм на сцене вызывает больше интереса и респекта, нежели «нафталиновые» постановки. Тот же самый феномен аматорского театра – над ним сейчас трясутся, как над младенцем, потому что многие начали понимать: будущее за ним. И во многом благодаря критике!
А последнее слово, как всегда за зрителем! Так дадим ему высказаться больше, чем другим участникам блиц-опроса. Анатолий Миркис, искушенный зритель, врач-бактериолог:
- Мне не нравится в современных театрах помпезность, искрящаяся дороговизна декораций и костюмов, и склонность к извращённым экспериментам. Странно, конечно, но я считаю, что театр только теряет, когда актёр и постановка начинает утопать в роскошных декорациях. Низкий поклон декораторам, художникам и, возможно, инженерам-конструкторам, но театр состоит из актёров, и только. В своей сути, внутри, в самой глубине, там есть лишь актёр и его внутренний мир, который он, проживая сам, дарит зрителю. Вот, его стержень. Наблюдая театры ещё недавнего прошлого, я начинаю понимать, что театральный гений сегодня погиб, когда актёр перестал быть голодным, ибо нет там боле жизни, а есть только профессионализм. Каким надо быть безумцем и насколько надо отдаваться своему делу, чтобы, предав всё: семью, друзей, общество, своё здоровье и желудок, просто себя самого, вопреки инстинкту самосохранения, выходить снова и снова на сцену и видеть в этом жизнь!
Приходя в театр, хочется забыть обо всём и оставить это за входными дверьми. Хочется отдаться иллюзии и полностью погрузиться в неё. А погрузившись, испытать бурю неведомых до этого момента эмоций, и остаться один на один с собой в тишине, когда отзвучит последний монолог. Очнуться, как от глубокого, но ёмкого, сна, и ничего не помнить, а только чувствовать, что внутри зародилось нечто новое, нечто "светлое, доброе и вечное". Видимо, это и будет "капелька Бога" во мне, полученная от того щедрого, который черпает из источника. Таким я чувствую театр и хочу видеть, а, главное, я знаю, где такое найти сегодня. Значит, Театр жив!
Кто-то из философов иронично заметил: «Здоровый человек, если он не пьяный, танцевать не станет»! К артистам это уж точно не относится. О значимости танца в театре говорит Светлана Даниленко, художественный руководитель ансамбля классического танца «Арабески», балетмейстер:
- Современный театр, используя модерн и классику, может точнее выразить и показать внутренние переживания героев на драматической сцене. Вот почему большинство театральных режиссеров работают в тесном контакте с балетмейстерами и профессиональными танцовщиками, а театральные артисты совершенствуются в хореографии. Этот плодотворный союз проверен веками, и 21 век не станет исключением! Два искусства взаимопроникают и обогащают друг друга. Не исключено, что от этого слияния родится нечто новое – искусство будущего.
Театр + ТВ – продукт 20 века. С одной стороны, благодаря ТВ, выдающиеся постановки прошлого остаются не только в памяти вчерашнего зрителя, а с другой… В телеверсии что-то исчезает, та самая аура, которую можно почувствовать только в тишине зрительного зала. Своими наблюдениями с вами поделится популярная ведущая телеканала «1-й Севастопольский» Анна Шмакова:
- Телеверсия, даже самая удачная, может передать многое: сюжетную линию, прекрасные декорации, несомненный талант актеров. Даже смысл, который хотел донести автор постановки, но просто невозможно сравнивать ощущения, полученные на спектакле с ощущениями, испытываемыми перед экраном телевизора. На сцене ты или в зрительном зале, по обе стороны люди поглощаются в эту атмосферу, сливаются с ней: актеры живут, а зрители сопереживают. Это тебе не машина, на которой легким движением руки, по твоей воле, актера в любой момент можно остановить, если приспичило… носик попудрить, или ответить на звонок. Аура театра – живость и искренность передаваемых чувств и эмоций. Никакая камера не передаст биение сердца, задержку дыхания, мурашки по телу, подступающие слезы… Между живым человеком и цифровой фотографией лежит бездонная пропасть! Выбирать зрителю.
Действительно, в театре забываешь про условности: парики, бутафория, декорации, накладные носы и животы, приклеенные усы и бороды, имитация шума ветра, снежной бури и тропическх джунглей. Мы верим в каждое слово, произнесенное со сцены, каждому жесту и взгляду лишь потому, что все реже встречаем такие страсти в жизни. Вспомните свое состояние от первой влюбленности, первого разочарования, первой измены… В реальной жизни это было слишком давно, а, может, и вообще не было. Вот мы и сидим в зале, сдерживая дыхание, в сотый раз переживая смерть невинной девушки, страдания одинокого философа или сцену пошлого адюльтера. Нам может не нравится действо, но уйти мы уже не в силах – непременно хочется узнать, чем все закончится. Даже, если этот спектакль мы видим в пятый раз. А вдруг? Вдруг Ромео и Джульетта не умрут?! Возьмут, да и не умрут. Всякий раз мы наивно верим в хэппи-энд, и все равно льем настоящие слезы над увиденной трагедией или драмой. Сценическая реальность еще более реальна, чем сама жизнь, несмотря на всякие театральные условности. Сказка, рассказанная в детстве перед сном няней… Детство однажды заканчивается, и сказку можно увидеть только на сцене. Вот почему мы ходим в это волшебное здание, чтобы снова очутиться в детстве, в темной комнате под теплым одеялом. А няня при свете свечи читает нам любимую сказку, которую мы знаем наизусть.
Разыгрывать сказки для взрослых детей могут только другие взрослые дети, свободные. Так что, господа, не спешите предрекать кончину Театра под экспансией всемирной паутины. Искусство вообще – иллюзия жизни, а театр – самый иллюзорный из всех искусств. Дымка в небе, сгорающая спичка, вспыхнувшая комета… Жаль, что многие этого не видят!
До встречи в зрительном зале!
К сему, Андрей МАСЛОВ.
|