Что бы мы себе ни ни думали, но живем мы в обществе потребления. То есть, в таком обществе, где все продается и все покупается. Это ни хорошо, ни плохо, это – данность! Продается все: от бабушкиной брошки до портфеля чиновника самого высокого уровня. Причем, все законно. Победа на выборах той или иной партии – это и есть распределение портфелей. А какая партия победит, решает электорат – мы с вами. Но сделать «единственно правильный выбор» нам «помогают» добрые дяди и тети, чья профессия гордо называется «политтехнолог». Обыкновенный политтехнолог Влад М. в самой аполитичной рубрике «Профили».
А познакомились мы с ним в редакции одной из севастопольских газет. Я там был по известным причинам, а что привело туда Влада – догадайтесь сами.
Ему 38 лет, по образованию юрист. С женой и двумя дочерьми живет в Киеве. Преуспевает – своя юридическая контора и еще два смежных бизнеса. Последние десять лет занимается PR-ом, «связями с общественностью». «Общественность», надо полагать – мы с вами. А теперь о тех, с кем нас «связывает» Влад.
- Public relation (PR) существовал всегда, просто в разные времена назывался иначе. Чтобы было понятнее: при коммунистах мои функции успешно выполняла многомиллионная армия агитаторов, политруков и председателей первичных партийных ячеек. Работали, кстати, профессионально! Такая эффективная отлаженная машина по созданию однородного общественного мнения была еще разве что у Гитлера.
- Чего же она рухнула, если такая «отлаженная»?
- «Рухнула»? С чего ты взял, что она «рухнула»?! Ее «рухнули» те же самые люди, которые и создавали, а потом поддерживали.
- Где логика? Сомневаюсь, чтобы коммунисты добровольно отказались от своей утопии!
- Ленин просто не предвидел, что создал монстра, который однажды станет неуправляемым, выйдет из-под контроля. То же самое сейчас происходит в сфере создания искусственного интеллекта – однажды он уничтожит своих создателей, да и нас заодно. «Революция пожирает своих детей»! Коммунисты поняли, что перед ними неуправляемый Голем или киборг, вот и расчленили его на множество контролируемых (как они думали!) частей, которыми взялись управлять все те же «пиарщики»: первые секретари, их замы и комсомольские вожаки. Соответственно, изменились и задачи политтехнологов: вместо идеи «могучего и нерушимого Советского Союза» появились лозунги о независимости в любой форме. Надо сказать, что поначалу они были весьма эффективны, и центробежные тенденции взяли верх. Теперь же надо искать более актуальную модель в каждом отдельном случае. Замечу, очень творческая работа.
- Хочешь сказать, что общество, «электорат», лично я делаем все, что нам «предлагают» такие же ребята, как и ты?
- Есть сомнения? Мы качественно упаковываем продукт и оригинально рассказываем о нем населению. Выигрывает тот, кто более красиво упакует и выгодно продаст. А что это за продукт – дело третье! Известный пример из учебника по PR: некий калифорнийский фермер запатентовал и «раскрутил» собственное «ноу-хау» - он продавал в красивых герметичных банках собственное… дерьмо! Представь, был ажиотажный спрос. Отсюда вывод: неважно, что ты продаешь, главное создать у населения позитивное отношение к продукту, вызвать доверие к производителю и «отстроиться» от ближайших конкурентов. Даже, если каждый десятый потребитель хоть раз – с целью попробовать: а то ли это, о чем я видел (слышал) в рекламе – приобретет этот продукт, ты уже - состоятельнй бизнесмен.
- Да, но ведь продукты бывают разные: одно дело – калифорнийское дерьмо, другое - …
- Алкоголь и сигареты?! В таких случаях включается двойной стандарт: не переборщить с эффективностью рекламы и антирекламы. Что стало бы с экономикой тех стран, которые не добывают нефть, газ, у которых не развиты высокие технологии, если в одно прекрасное утро все население страны сказало бы свое решительное «нет» алкоголю и табаку?! В это же утро экономика такого государства рухнула бы, как после ядерного удара. Поэтому, мы на словах должны призывать народ к здоровому образу жизни, но при этом не допускать снижения объема продаж.
- Судя, по нынешнему росту цен на сигареты и спиртное…
- Чтобы удержать экономику на плаву во время кризиса государство смело может увеличивать цены на те товары и услуги, на которые «подсело» большинство. А народ, стиснув зубы и затянув поясок (пока еще не на шее) расстанется со многим, но не с табаком и алкоголем, верно?!
- Так, стоп, а наркотики? Их же никто не рекламирует!
- Такой большой, а в сказки веришь. Вспомни фильмы, в которых хоть разок, но симпатичная героиня нюхнула «кокс», или чуток «ширнулась». Про травку я вежливо умолчу. Даже лозунг «Нет наркотикам!» по законам PR пробуждает здоровый - без кавычек - интерес хоть разок попробовать! По принципу: все в этой жизни надо однажды испытать! Кстати, первым успешным «черным» пиарщиком был змей, предложивший Еве красивый плод, а та, несмотря на строгие запреты Создателя, отведала его – пример успешной рекламной и антирекламной кампании. Вспомни: сколько раз за последние полгода ты слышал или читал слово «метадон». А для эффективного захвата сознанием ключевого слова хватило бы пятнадцати упоминаний. Кстати, ты – такой же пиарщик, как и я, просто не знаешь об этом. Или не хочешь признаваться… Попробуй в любой своей статье пять раз упомянуть слово «жажда» (в разных контекстах: «жажда жизни», жажда мести, любовная жажда), и в ней же по нескольку раз отвлеченные термины - «дисПЕПСИческий синдром», «КОЛАмбур» и все в этом же роде (это я первое пришедшее в голову назвал), а потом смело можешь выдвигать иск к известному бренду о материальном вознаграждении за резко выросший спрос на известный продукт после публикации! Так что, в некотором смысле, мы – коллеги! Кстати, все журналисты (в той или иной степени ангажированности) работают на создание положительного или отрицательного имиджа, особенно, накануне выборов. И это нормально.
- А как насчет «журналистской этики»? Отказ от пропаганды и даже от упоминания о фашистах, об экстремистах?
- А кто тебе признается, что он – матерый фашист или националист? Перед тобой будет сидеть обаятельный мужчина (или женщина), который вкрадчивым голосом расскажет о светлых идеалах, о своих гуманных планах на пути процветания нации, заботе о стариках, врачах, учителях, малоимущих, животных… Потом покажет семейную фотографию со своим грудным ребенком на руках. Потом свою видавшую виды «семерку», которую купил на деньги родителей-пенсионеров. Сердце сентиментального журналиста дрогнет, и на следующий день «электорат» прочтет душещипательную историю молодого бескорыстного политика среди враждебного окружения коррумпированных боссов, рвущихся во власть. Все зависит от таланта журналиста и от обаяния «молодого политика». А над его обаянием работает целая армия высокооплачиваемых имиджмейкеров, спичрайтеров и политтехнологов. Правда, после получения заветного мандата выяснится, что у этого обаяшки в гараже стоят «Lexus» и «Infinity», а еще он владеет несколькими «свечными заводиками в Самаре»… Журналист в отчаянии рыдает, но что-либо изменить практически уже не может. Не такая уж сложная схема, правда?! Тем более, что безотказно действует на протяжении всей истории человечества. Помнишь слова доктора Геббельса: «Чем наглее ложь, тем охотнее человек в нее поверит»! Попробуешь переубедить меня?
- Погоди, но ведь на… негодяя всегда можно найти компромат!
- Н-да, все очень запущено! Какие-то журналисты здесь целомудренные. Да любой компромат создается тем же самым технологом – игра на опережение, предупреждение «провальной» ситуации. Помнишь эту детективную историю с «падением в ледяную речку пьяного Ельцина, который поздно ночью в одиночку шел к любовнице»?! Более гениального «упреждения» я в современной истории не встречал! После публикаций в центральных газетах этого «компромата» рейтинг Ельцина вырос, если мне не изменяет память, на двенадцать пунктов! Это все равно, как если бы перед выборами он слетал на Луну! Представь мысли среднего избирателя: «пьет – значит, наш, свой. Шагает вечером пешком и без охраны – значит, герой! Падает в ледяную воду – сибирское здоровье. Идет к любовнице – значит, ого-го мужик!». А после этого все жалкие статьи о его якобы причастности к служебным злоупотреблениям, коррупции, о партийном прошлом выглядели лаем озлобленных мосек на любимого Слона и так же поднимали рейтинг! Так что, «черный» PR иногда действует более эффективно, чем вылизывание филейной части у кандидата. Да у нас бы даже скандальная история с «оральным кабинетом» сделала бы его участника пожизненным главой государства!
- Влад, погоди, у меня сейчас будет информационный передоз! Выходит, что мы голосуем и выбираем не человека, не личность, а более эффективную политтехнологию?! Здорово живем!
- Такое происходит во всем мире, и не надо закатывать истерики! Это нормально. Тем более короля делает свита. Времена тоталитаризма прошли (не могу сказать, что к счастью!), сейчас правят не личности, а политические кланы и партии, а у этой партии есть свой таблоид, из которого мы изготавливаем гламурного кумира миллионов. Нам лучше стоить равняться на англичан: они спокойно спят в ночь перед выборами в парламент. От того, кто победит: лейбористы или консерваторы – жизнь обыкновенного буржуа практически не изменится. Великобритания не присоединится к Варшавскому договору и не будет оспаривать свои границы с Никарагуа. А проигравшая партия уйдет в злобную оппозицию и будет докучать победителям, чтобы те не расслабляли «булки» - вот это и есть принцип власти в демократическом обществе. Но, к моему великому сожалению, нам еще далеко до Альбиона.
Не знаю, как вы, но я почувствовал себя… микробом, которого не просто не слышно – его не видно! Профессионалы высочайшего уровня продают нам яркий нарядный позитивный продукт, а мы его не просто сметаем с прилавков, так еще и с удовольствием поедаем. Остается надеяться, что этот продукт не из Калифорнии! Хотя, кто же признается?
Андрей МАСЛОВ.
|