Признаться, эта тема лично меня интересовала всю сознательную жизнь. Тема, имя которой – Грех. Даже не так – происхождение, классификация и современное толкование понятия «грех»! Звучит как заголовок для теософической диссертации. Но найти подходящего собеседника долго не мог: то ли людям не свойственно признаваться в собственных грехах, то ли многие из нас не считают свои поступки грешными. А тут, словно с неба свалился истинный знаток и проницательный исследователь природы греха человеческого! Очень вовремя, заметим! Бывший греховодник, а ныне – греховед – Максим Алексеевич Л. В самой безгрешной рубрике «Профили».
Это сейчас он Максим Алексеевич, историк по образованию, примерный семьянин и образцовый муж. А вот раньше, в восьмидесятых прошлого века он был Максом, принявшим эстетику хиппи. Сами понимаете: хиппи в те годы были живыми носителями всех мыслимых и немыслимых грехов: от покуривания травки до, простите, промискуитета. Так что, о природе греховности мой герой знает не понаслышке.
- Максим Алексеевич…
- Я так плохо выгляжу, что ты ко мне по отчеству?!
- Хорошо. Давай для несведущих начнем с перечисления канонических грехов. Слышал, будто их семь?!
- Их гораздо больше, но принято считать, что их действительно семь: зависть, чревоугодие, уныние, скупость, расточительство, гнев и похоть. А от каждого из этих основных отпочковываются второстепенные грешки. Таким образом и вырастает пышное дерево греха.
- Похоже, одной статьей не обойдемся. Давай попробуем в режиме «апрельских тезисов»! Итак, зависть…
- О, это сладкое чувство. Переиначивая Бендера: «Кто считает, что ни разу никому не завидовал, пусть бросит в себя камень»! Зависти подвержены все – от младенца до старика. Но особенно – женщины! Уверен, что зависть – не черта характера, а одна из составляющих женского естества. В этом смысле они сплошь грешницы. Независтливых женщин лично я не встречал. Отравить им жизнь может новая прическа у подруги, третий по счету ухажер у сестры или незнакомая девушка за рулем обыкновенного «шевроле»! Бедные, мне их и вправду жаль. Ведь количество способных вызвать зависть предметов гораздо больше, чем тех, что ее не вызывают. Этой завистью женщина изрядно отравляет жизнь и себе и окружающим. Откуда, по-вашему, берется женская сварливость? Перечитай на досуге «Сказку о Золотой рыбке» - точно недетская сказочка. Ладно, женскую зависть надо принимать и мириться с ней, как со стихийным бедствием, но вот зависть мужская… Тема для отдельного большого разговора. Авель и Каин… Все оттуда. Если уж брат убивает брата из зависти, то и всех остальных можно понять. Но из всех разновидностей мужской зависти очень хочется выделить зависть т.н. «творческих натур». Это – настоящий паноптикум! Его опубликовали, а тебя нет. Да он же бездарь и сноб! Почему его, а не меня?! Этому дали мастерскую на два квадратных метра больше, чем мне… За что ж такая несправедливость? Персональная выставка?! Безобразие! Я ведь дольше его состою в Союзе! О ней написали в газете? Это за какие такие заслуги, спрашивается? Пригласили на главную роль в сериал? Что за бред?! Он же мелкий актеришка, а тут – главная роль! Звание дали? Это просто возмутительно! И начинается… Отравленная жизнь, звонки с призывом восстановить справедливость, письма в соответствующие инстанции, нитроглицерин, водка, инфаркт. А тот – счастливчик – все выставляется и продается за границей! Да и жена у него моложе вдвое. Откуда такая несправедливость?! Нет, я этого так не оставлю, он у меня еще узнает, кто чего достоин! Да я!.. Да мне!.. Да у меня!..
- Очень узнаваемо! Похоже, ты прав. Но у нас мало места, а грехов так много. Что там следующее по списку?
- О, чревоугодие! Один из самых распространенных и «приятных» грехов. Представляю радостные лица тощих читателей – «Это не про меня!». Вынужден расстроить: к чревоугодию издавна на паритетных началах относили и… пьянство! Табакокурение тоже из этого списка! Так что, грешны все – и тощие и полные! Хорошо поесть и крепко выпить на Руси любили всегда! Самые ранние исторические хроники, дошедшие до наших дней, свидетельствуют: закатывать пиры по любому поводу мы умели и любили. Причем, в равной степени этим искусством владели и чернь и бояре. Повод у перманентно воюющей страны всегда находился! Читаем Карамзина и на каждой странице натыкаемся на сообщения с фронтов: разбили хазар, «вломили» шляхтичам, усмирили супостатов, осрамили турок, Орду каменьями закидали, шведов проучили… Список бесконечен. А после этого – недельный запой! Ну и трапеза, разумеется, не из одной холодной закуски. Так что, мы не виноваты – традиция такая.
- Так, обжорство реабилитировали, на очереди?..
- Уныние. Для себя я давно уяснил, что любое воздержание приводит к унынию. «Ломка» у наркоманов, обстиненция у алкоголиков, строгая диета у полных женщин…. Один умный еврей ляпнул, не подумав: «Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи»! А другой даже высек на своем кольце ставшую крылатой фразу: «Все пройдет. И это тоже». Мудрый был старче, знал толк в лечении депресняков! Кстати, это тоже его «малява» потомкам: «Великая мудрость порождает великую печаль». Отсюда вывод – мудрым быть плохо! Дуракам живется легче и веселее – они вообще не успевают задуматься, счастливы они или нет! Наблюдая за «овощами», расхочется иметь IQ выше 80. Еще один вывод: раз у вас случаются пароксизмы уныния, следовательно, вы – умный интеллигентный человек! Можно пойти от противного: хотите быть дебилом, идиотом, имбецилом, гидроцефалом?
- Лично я – не очень.
- Почему? Вот у кого небо в алмазах и жизнь удалась! Проснулся, поел, оправился, посмотрел на висящий гобелен «Пастушка и пастух», засмеялся, тыча пальцем в пастушку, и лег спать – день прошел. Подходит вариант? Можно незадорого сделать операцию лоботомия – радостей в жизни прибавится!
- С твоими детальными проработками каждого греха точно места не хватит! Хотя, оптимизма у меня прибавилось. Дальше у нас что?
- Матушка-скупость! У Пушкина в «Скупом рыцаре» очень тонкий пассаж: «…о, если б из могилы прийти я мог, сторожевою тенью сидеть на сундуке и от живых сокровища мои хранить..!» Вспомни поговорку: «скупой платит дважды». Англичане это сформулировали более утонченно: «Я недостаточно богат, чтобы покупать дешевые вещи»! Но то чопорные жители Альбиона, а мы – славяне - народ, в общем-то, щедрый. То есть, нежадный. Поделимся последним: спички, соль, хлеб, табак… Правда, это было в те времена, когда, кроме вышеперечисленных товаров, делиться было нечем! Потом появились «предметы роскоши», и хваленая славянская щедрость тихонько уступила место буржуазному жлобству. Замечено: чем богаче человек, тем… как бы это помягче?.. Тем он скромнее в подношении даров! Наши бабушки умудряются на свою скудную пенсию кормить бездомных кошек и собак. Вы когда-нибудь видели, чтобы из остановившейся дорогой иномарки нашим братьям меньшим кинули бы кусок колбасы? А вы видели олигарха, кормящего птиц крошками хлеба? Лично я – нет! Напрашивается вывод: олигархи – жлобы! Но, может быть, именно потому, что эти люди подвержены греху скупости, они и стали состоятельными?! Снова замкнутый круг! Не кормишь птиц и животных – автоматически становишься богатым? Формула успеха!
- Я так понимаю, что обратная сторона скупости и есть грех номер пять?!
- Осмелюсь высказать собственное мнение: если расточительство и считается смертным грехом, то, пожалуй, он самый невинный. В силу национальной особенности славянской души я бы и вовсе предложил отцам церкви вычеркнуть его из списка. Ну есть у человека возможность подарить девушке островок в Средиземном море, что здесь грешного?! Ну хочет модная певица передвигаться в личном лимузине – простим ей эту маленькую слабость. Нищий художник, купивший на последние деньги «миллион алых роз» любимой?! Это же так благородно и романтично, ан – нет! Грех, да еще и смертный! Его до второго пришествия не искупить. Гореть расточителям в аду синим пламенем! Ужас! И все это благодаря Папе Григорию Великому, который составил окончательный список смертных грехов в далеком 590 году!
- Максим, у нас еще два грешка, надо покороче! Кто следующий? Гнев.
- О, этот парень точно грешен. Гнев одного человека может негативно отразиться на всю планету! Не будь этого греха, тюрьмы всего мира опустели бы наполовину. То, что на языке юриспруденции называется «преступление было совершено в состоянии аффекта» - ни что иное, как яркое проявление описываемого греха. Самые большие глупости, которые только можно себе представить, мы совершаем в состоянии аффекта! Вспомни историю. Гнев Ивана Грозного известен каждому, даже тем, кто не знает самого Ивана. Лобное место на Красной площади – плод его скверного характера. Чуть что не так, сразу «на кол его»! Гнев скромного юриста Ульянова – «красный террор»! Разгневанный Джугашвили – хорошо отработанная система Гулагов и Беломорканал. Никита Сергеевич так осерчал на трибуне ООН, что, размахивая ботинком, пообещал всему миру показать «кузькину мать»! Новейшая история, та и вовсе превратилась в иллюстрированную энциклопедию греха. Если уж первые лица государства прилюдно обещают кое-кого «мочить даже в туалете», то, что уж взять с нас, простых смертных?! Так что вынужден признать гнев действительно смертным грехом. «Юпитер, ты сердишься? Значит, ты не прав».
- Что мы оставили на десерт?
- Похоть, что же еще?! У Данте есть строчка, навеянная его путешествиями по кругам: «…Любовь любить велящая любимым, меня к нему так властно привлекла, что этот плен ты видишь нерушимым. Любовь вдвоем на гибель нас вела..!». Фрейд правда попытался снять все обвинения с похоти, доступно и внятно объяснив всем нам первопричину ее возникновения. Это – бессознательное, и уже поэтому вроде бы не должно быть наказуемо! Вроде бы мы сами и не хотим, но оно очень хочется само по себе. А если нельзя, но очень хочется, то – можно! Разум тут бессилен. Подсознательное Оно на этой территории значительно сильнее осознанного Сверх-Я. Тому свидетельство – многовековая история нашей грешной цивилизации
- Ну и что нам теперь с этим делать? Как жить дальше? Семь грехов, в которых все мы в той или иной степени, погрязли! И почему, кстати, у нас нет в свободной продаже индульгенций?
- О, тут я не советчик. Каждый должен выбирать сам: либо не грешить, что практически не возможно, либо… Каяться за каждый прожитый во грехе день. Или пытаться уравновесить грешные дела делами добродетельными. Кстати, их тоже семь!
- Нет, нет, нет, только не сегодня! С меня и грехов хватит! Теперь вспоминай каждый день по минутам. Спасибо за просветительский разговор. До встречи в Кругу друзей! Видимо, во втором!
Смирение плоти… Ну, положим, если напрячься, то плоть еще можно как-то урезонить, а вот что делать с духом? Ему же не прикажешь – он дух! О чем хочет, о том и думает, негодяй! А думки у него все чаще грешные, не без грешка уж точно! Выходит, что грешит он, а нас – во второй круг?! Лично я - против! Надо всем миром найти выход, одному из окружения не выйти.
Андрей МАСЛОВ.
|