Севастопольская публика очень настороженно относится к изображению обнаженного женского тела, несмотря на то, что вся античная культура (зайдите в античный отдел Херсонесского музея) построена именно на нем. Отчасти наш снобизм генетический, ведь все мы выросли в стране, где женщин принято было изображать в телогрейках с отбойным молотком в руках, либо в космических скафандрах, где признаки пола стирались гофрированными шлангами и множеством клапанов. Тем не менее, в каждом художественном институте и училище был и есть обязательный предмет – обнаженная натура…
Это я к тому, что 6 октября в модной нынче арт-галерее «Зеленая пирамида» открылась потрясающая выставка молодого московского художника Эдуарда Аниконова «МУЗЫКА ДЛЯ ТЕБЯ». Всю экспозицию можно разделить на два сектора: экспрессивные морские пейзажи, выполненные в лучших традициях авангарда и классическое «ню». Первый сектор адресован скорее коллекционерам, специализирующимся на современном искусстве и тонких ценителей последнего, а вот второй сектор понятен даже дилетантам. Некоторые работы настолько классичны, что напоминают копии с картин Ренуара, Энгра и Тулуз-Лотрека!
Сочетая живое и неживое, теплое и холодное, автор смог передать состояние человеческого одиночества в серии картин «РЕКВИЕМ ПО МУЗЫКЕ». Характерно, что интерьер для обнаженной натуры выписан небрежно, без прорисовки деталей, зато женщины на картинах Аниконова изображены с фотографической точностью, что делает их схожими еще и с шедеврами великого фотохудожника прошлого века Яна Саудека.
Оборвавшаяся музыка, остановившееся время и вслед за этим подкравшаяся грусть… Иллюстрации к ранним повестям Француазы Саган! Очень чувственно и завораживающе-притягательно.
Не смог отказать себе в удовольствии плотно пообщаться с художником. Итак, Эдуард Аниконов родился в Магнитогорске. Закончил Свердловское художественное училище, затем Академию им.Репина. 4 года жил и работал в США. Выставлялся в Мюнхене, Париже, Москве. Живет и работает в Москве.
А.М.: - Меня заинтересовал твой разброс жанров – пейзаж и ню!
Э.А.: - У меня запланированы две выставки: в Москве и в Америке, поэтому они и разъедутся по разным странам. Тема «Камни» подготовлена как раз для выставки в Манеже. И еще я хочу сделать совместный проект с одним фотографом – своего рода сочетание техники фотографии и живописи.
А.М.: - Все-таки в своих ню тебя больше интересует передача внутреннего состояния модели или демонстрация красивых форм и линий?
Э.А.: - Я стараюсь сейчас уйти от того, чему меня учили в Академии: передача красивых форм и линий натурщицы. Сейчас меня больше интересует экспрессия цвета и цветовые пятна на модели. Как располагаются эти пятна при различном освещении, как они трансформируются и взаимодействуют с тенью.
А.М.: - А внутренние ощущения ты бы передал бы точнее через портрет или через линию обнаженного тела? Через выражение глаз, расположение губ или через?..
Э.А.: - Скорее через линию тела, через всплеск красок и через маленькую деталь.
А.М.: - Тогда с каким цветом у тебя ассоциируется Женщина вообще?
Э.А.: - Ни с каким конкретно, но я считаю, что изобразить можно даже в черных тонах…
А.М.: - В твоих картинах непременно участвует рояль… Обычно все-таки женщину сравнивают со скрипкой, виолончелью, гитарой, но вот рояль… что-то не припоминаю…
Э.А.: - Настроение этой картины достаточно невеселое, поэтому я решил противопоставить женщине мрачный холодный рояль.
А.М.: - Как насчет работы на заказ? Станешь ли ты отстаивать свое видение изображаемого или «любой каприз за ваши деньги»?!
Э.А.: - К счастью я дошел уже до такого уровня, когда могу настаивать на своем или отказаться. А раньше… Да, приходилось выслушивать «пожелания» заказчика.
А.М.: - У тебя есть кумиры в жанре ню?
Э.А.: - Как и на всех молодых художников, на меня оказало воздействие работ Густава Климта, а потом я увлекся графикой Обри Бердсли. Но все равно я пытаюсь найти свой собственный язык.
А.М.: - Можешь не отвечать на мой следующий дурацкий вопрос: тебе было бы интересно изобразить женщину в какой-то нестандартной обстановке? Ну там какающая или пукающая? Или за секунду до убийства ею мужчины, ребенка, другой женщины?
Э.А.: - Эти темы уже давно популярны в европейском современном искусстве, но мое нынешнее мировоззрение не позволяет изображать натуру в таких ситуациях.
А.М.: - С развитием цифровой фототехнологии многие заговорили о кризисе изобразительного искусства. Ты не переживаешь за будущее своего ремесла?
Э.А.: - Люди всегда будут ценить индивидуальность художника вне зависимости, как он передает окружающий мир: через фото или через холст. Важен его взгляд на, казалось бы, обычные вещи.
А.М.: - Если не ошибаюсь, то еще импрессионисты утверждали, что гениально изобразить женщину, можно лишь переспав с ней. Твое мнение?
Э.А.: - Думаю, что элемент влюбленности должен быть. Я не смогу рисовать то, что мне не нравится, что я не считаю красивым.
В Севастополе замечательные картины Эдуарда Аниконова можно увидеть до 16 октября, а потом – почему-то я в этом уверен! – они разойдутся по частным коллекциям и галереям. Это – неконъюктурное искусство, а потому – это Искусство!
Андрей МАСЛОВ.
(ФОТО – Дмитрия МЕТЕЛКИНА)